МДОУ Детский сад № 4 "Радуга" п. Уразово Валуйского района Белгородской области

309970, Белгородская область Валуйский район, поселок Уразово ул. Октябрьская 33

Телефон

8472362-11-50

Эл. почта MDOU4.Urazovo@yandex.ru

  

   vk.com/public193723608

МДОУ детский сад № 4 "Радуга" п. Уразово                                                                                                                      Валуйского района Белгородской области

Ранняя профориентация детей в ДОУ.

Одним из направлений работы ДОУ   является организация работы в дошкольной образовательной организации по ранней профориентации детей.

Цель: создание комплекса психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, положительного отношения к разным видам труда.

Задачи:

  • создать в ДОУ нормативно-правовую базу деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детейобеспечить методическое сопровождение педагогов по организации профориентационной работы в ДОУ;обеспечить повышение квалификации педагогических работников МДОУ (азработать программно-методический комплект, обеспечить обобщение, систематизацию и распространение имеющегося опыта по формированию у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности);создать развивающую предметно-пространственную среду, спосоствующую формированию у дошкольников первичного представления о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности;организовать сотрудничество с семьями воспитанников по вопросам формирования у детей дошкольного возраста представлений о различных профессиях, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам трудасоздать систему взаимодействия, социального партнерства с иными организациями по ранней профориентации детей дошкольного возраста.

С целью определения эффективности, проводимой нами работы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов, отношения родителей (законных представителей), уровня совершенствования развивающей предметно-пространственной среды профориентационной направленности, с целью изучения динамики уровня сформированности у детей положительного отношения к труду, профессиям взрослого  проводилась   диагностика.

Результаты показывают положительные изменения в работе воспитателей в отношении профориентационной работы в ДОУ.

Обобщенный анализ результатов данного диагностического исследования показал:

– значительная часть педагогов (78%) владеют пониманием и содержанием современных форм, средств, методов профориентационной работы с детьми дошкольного возраста;

– четко дают определение процессу профориентации в ДОУ;

– все педагоги вовлекают родителей в процесс профориентации через разнообразные формы: индивидуальные беседы, встречи с «Интересными людьми» с целью ознакомления с профессией родителей, в результате оформляются альбомы «Где родился, там и пригодился», «Профессия моих родителей»;

– педагоги указывают известные им парциальные образовательные программы профориентационной работы с дошкольниками.

В результате анализа повторного анкетирования родителей, мы получили следующие данные:

– увеличился процент от числа родителей, которые стали чаще рассказывать детям о своей профессии, профессиях своих родителей;

– все опрошенные родители беседуют с детьми о разных профессиях, не выявлено тех родителей, которые не поддерживают мечты и желания своего ребенка о будущей профессии – 0%, по сравнению с констатирующем этапом – 20%;

– многие родители увидели значимость развития увлечений, способностей, склонностей к той или иной деятельности, таким образом, они понимают, что выбор будущей профессии будет выбором самого ребенка, процентное соотношение увеличилось 42%;

– изменилось процентное соотношение между необходимостью проводить или не проводить в ДОУ профориентационную работу, на контрольном этапе ответили «Нет» – 0%, на констатирующем ответили «Нет» – 15%;

– родители считают, что раннее знакомство с миром профессий поможет ребенку в процессе самоопределения и скажется на окончательном выборе профессии, процент ответов «Да» увеличился на 37%;

 По итогам преобразования развивающей предметно-пространственной среды профориентационной направленности проведены следующие мероприятия. На территории ДОУ начата работа по созданию экологической тропы: в рамках акции «Покормите птиц зимой» при взаимодействии с родителями, подготовлены кормушки и скворечники для оформления «Птичьей столовой», оформлен развивающий стенд с информационными рубриками: «Это интересно», «Экологический календарь», «Из жизни животных», «Ребусы и головоломки». Расширена зона «Автогородка». Посажен  и оформлен огород «Наша усадьба».  Реализован    план-проект «Метеостанция на территории ДОУ».

 В группах функционируют: «Парикмахерская», «Автомастерская», костюмы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Создан журнал «Дошкольный обозреватель» для педагогов и родителей по теме: «Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ и семье», оформлен сборник сказок профориентационной направленности «Страна профессий», разработан электронный сборник «Моя будущая профессия» на основе детских размышлений. В перспективе создать мобильные мастерские, которые представляют собой специальную РППС с учётом специфики каждой профессии и создают условия для игрового сюжета.

 Можно сделать вывод, что правильно созданная развивающая предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. Использование игрового пространства позволяет индивидуализировать обучение, использовать полученные знания в практическом применении, корректировать и развивать игровой сюжет.

 Таким образом, дети стали больше называть профессий, они могут уверенно рассуждать о содержании деятельности представителей большинства из названных профессий, ориентируются в их взаимосвязях, называют орудия труда. Дети старшего дошкольного возраста с пониманием относятся к труду, стараются выразить свою точку зрения.

 Мы  определили содержание организации профориентации детей в ДОУ, создали модель организации профориентации детей в дошкольной образовательной организации, которая помогла скоординировать действия педагогического коллектива; мероприятия, проводимые в рамках реализации данной модели обеспечили дошкольников и педагогов необходимыми формами, средствами и технологиями, а также позволили расширить работу с родителями и социальными партнерами по данному направлению.

 

 Перспективы дальнейшей деятельности связаны с усовершенствованием комплекса программно-методических мероприятий по ранней профориентации детей в ДОУ, путем расширения круга социальных партнеров.